just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Грязных К.Н.

«Шадринский государственный педагогический институт»

г.Шадринск

В статье рассмотрены проблемы развития инклюзивного образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обозначены условия реализации, принципы и формы инклюзивной практики в детском саду.

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в здоровье является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными. Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы  инклюзивного образования в любой стране мира, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. В  Законе РФ от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописан особый правовой статус обучающегося с ОВЗ, как лица, имеющего подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обозначено понятие инклюзивного образования — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». При таком подходе педагогика становится инклюзивной в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Принципы дошкольного инклюзивного образования [3]:

  • Принцип индивидуального подхода;
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
  • Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;
  • Принцип междисциплинарного подхода;
  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей;
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Условия реализации инклюзивной практики в детском саду:

— Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;

— Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно  специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей, в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка.

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада включает:

1. Диагностику индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы, наблюдение за поведением в группе; беседу, анкетирование родителей.

2. Составление адаптированной образовательной программы,  для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и  обеспечивающую коррекцию нарушений их развития и социальную адаптацию; индивидуального учебного плана,  обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося [1].

3. Организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Микрогруппы для взаимодействия детей через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.

Фронтальные формы организации активности детей рекомендуется проводить в форме круга – специально организованного занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой  спокойной, доверительной атмосфере.

Детско-родительские группы — комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, которые ведут специалисты: психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель.

Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.

Условия успешной реализации дошкольным учреждением инклюзивной практики: все дети, включенные в образовательную деятельность

• показывают положительную динамику в развитии;

• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;

• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

Родители детей:

• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;

• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в  ДОУ;

• занимают активную позицию сотрудничества по отношению к семье «особого ребенка», воспитателям, специалистам психолого-педагогического сопровождения.

Педагоги специалисты психолого-педагогического сопровождения:

• реализуют инклюзивную практику, используя имеющийся профессиональный опыт, инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов;

• эффективно взаимодействуют с родителями, специалистами психолого-педагогического сопровождения;

• имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;

• имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его, и  используют в профессиональной деятельности [2].

Проблемы, с которыми сталкиваются участники  внедрения инклюзивного образования: психологически педагоги не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего; родители здоровых детей иногда высказывают опасение, что присутствие в группе «особых» детей, может задерживать развитие их собственного ребенка. Отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в группе в целом.

Инклюзивное образование более гибкое для удовлетворения различных потребностей в обучении и в результате его реализации, выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями.

 

Литература

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. — М., 2000.

3. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации   по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Прочухаева М.М., Самсонова Е. В.  – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240с.

 


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.