just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Кочарова А.С.

Национальный исследовательский университет «БелГУ»

Синюгина Д.А.

Национальный исследовательский университет  «БелГУ»

В статье раскрыта актуальность применения коммуникативно-когнитивного подхода при организации коррекционно-развивающей среды
для детей с общим недоразвитием речи. Изложена сущность данного подхода, основные направления и задачи.

В настоящее время  современная система образования и воспитания детей предполагает использование новых подходов и методов, направленных на раскрытие и развитие личностного потенциала, творческих способностей и определение ориентации его в социуме.

Современные тенденции обусловили изменение концептуальных подходов к исследованию и решению проблем детей с недостатками речи.  В настоящее время ведущей коррекционной стратегией    по преодолению социальной дезадаптации детей с недостатками речи становится когнитивно-коммуникативный подход (Г.В.Чиркина, Р.И.Лалаева, И.Ю.Кондратенко,  Е.Л.Черкасова, С.А.Игнатьева, Л.Г.Соловьева,  Е.С.Тихонова, С.Г.Щербак

и др.).  В контексте данного подхода   основной коррекционной задачей является формирование коммуникативной компетентности в социально значимых ситуациях общения.  При этом подчеркивается необходимость развития внеречевых механизмов общения, в том числе и личностной составляющей коммуникативного процесса.   Новое понимание сущности проблем социализации детей с недостатками речи ориентировано
на межпредметные связи логопедии с практической психологией,
что обусловливает выделение  психологического компонента в системе коррекционного обучения детей данной категории. Психологическая помощь становится сегодня не только необходимым условием оптимизации
их образования,  но и значимым фактором,  оказывающим влияние на успешное решение задачи социальной адаптации детей с недостатками речи
и их успешной интеграции в общество.

Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах. Эти связи проявляются
как в нормальном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправления речевых нарушений, устранения речевого недоразвития, возможно, корригировать и психические процессы, и, наоборот, воздействие
на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние
на речь. В рамках этого возникает когнитивный подход, в соответствии
с которым язык рассматривается как неотъемлемая составляющая человеческого разума, тесно взаимосвязанная с другими когнитивными процессами – восприятием, мышлением, вниманием, памятью и др.
Это обусловливает комплексный подход в коррекционном обучении
с использованием разнообразных средств, различных видов деятельности [5].

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста описали такие авторы,
как И.Ю.Кондратенко, Е.С.Тихонова.

В исследовании И.Ю. Кондратенко делается акцент на изучение коммуникативного поведения детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в процессе проведения занятий по развитию речи
в условиях логопедического детского сада.

Автор отмечает, что в программном содержании по обучению
и воспитанию данного контингента детей уделено достаточно внимания коммуникативной направленности образовательного процесса. Однако
её наблюдения показывают, что на занятиях в основном реализуется вопросно-ответная форма работы педагога с детьми, отмечается недостаточная коммуникативная активность дошкольников в процессе различных ситуаций общения, что сказывается на особенностях их речевого поведения [2].

В связи с тем, что при существующей организации обучения не может быть достигнуто развитие процесса речевой коммуникации у детей
с нарушениями речи на должном уровне и поэтому И.Ю. Кондратенко считает, что необходимо дополнить существующую программу по развитию речи специальными методическими приемами коррекционной работы
по формированию коммуникативного поведения у детей с ОНР  старшего дошкольного возраста, что на ее взгляд повысит уровень процесса коммуникации в целом.

Автор выделяет основные направления коррекционной работы с ними:

1.  Развитие компонентов невербального поведения;

2.  Формирование коммуникативных умений и навыков [2].

Е. С. Тихонова выполнила свою работу в русле диалогического подхода
и рассматривала диалог как первичную, родовую форму человеческого общения, являющейся предпосылкой и условием личностного развития, развития сознания и самосознания и понимавшей диалог
как духовно-ориентированный, то есть предполагающий обращенность
к личности ребенка, его внутреннему духовному потенциалу. Автор полагает, что в основе речевого нарушения    лежит нарушение межличностного
и внутреннего диалога.

Е. С. Тихонова утверждает, что необходимым условием преодоления общего недоразвития речи у дошкольников выступает когнитивное развитие. Приоритетными направлениями в практической работе с детьми является развитие сенсорных функций, моторики, познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания. Однако автор отмечает,
что традиционный подход, являясь одним из возможных подходов
к преодолению ОНР, не исчерпывает потенциальные возможности помощи детям. Исследователи и практики подчеркивают необходимость разработки интегративного подхода к детям с ОНР, учитывающего целостность
и взаимосвязанность когнитивного, эмоционального, социального развития индивида [4].

На сегодняшний день коммуникативно-когнитивный подход является актуальным  и при устранении речевых нарушений у детей младшего школьного возраста. Изучением данной проблемы занимались такие авторы, как Е.Л.Черкасова, Ю.Е.Вятлева.

Так Е.Л. Черкасова утверждает, что в ходе урока наблюдается 7-10 учебно-речевых ситуаций, в основе выделения которых лежит коммуникативная стратегия учебного взаимодействия. По мнению автора, коммуникативный подход на уроках осуществляется с помощью взаимосвязанных задач:

1. Коммуникативный подход в работе с учащимися, имеющими ОНР, предполагает введение детей в речевую ситуацию и воспитание умения ориентироваться в условиях общения;

2. Оптимальное речевое взаимодействие может происходить
при наличии потребности в вербальном общении, поэтому необходимо формировать речевую мотивацию, коммуникативно-речевую активность школьников;

3. Необходимо воспитывать у детей умение сотрудничать в выработке
и реализации одной коммуникативной цели;

4. Необходимо научить участников общения выбирать оптимальные речевые стратегии и тактики оперативного реагирования на ситуацию [5].

В своих работах Е.Л. Черкасова предлагает три этапа формирования речевой коммуникации у учащихся начальных классов:

Первый этап – формирование коммуникативного ядра, которое включает
в себя языковые знания и первичные умения общения.

Второй этап – обогащение коммуникативного ядра за счет упрочившегося благодаря упражнениям способа действия, овладения новыми средствами общения, применения полученных знаний в новых условиях общения.

Третий этап – систематизация приобретенных ранее знаний, умений
и навыков и их дальнейшее совершенствование [5].

Методика формирования коммуникативно-речевой способности
у младших школьников с ОНР, предложенная Ю.Е.Вятлевой, имеет коммуникативно-речевую и социально-интегративную направленность. Автор предлагает разделить курс по развитию речи на три раздела: «Работа
со словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью». Целью специальных уроков, в рамках данной методики, является формирование
и совершенствование полноценных форм коммуникативно-речевого общения
и языковых средств с учетом их взаимодействия в процессе специально организованной учебной деятельности школьников при изучении курса русского языка [1].

Е.Ю.Вятлева предполагает, что необходимо формировать
и совершенствовать полноценные формы коммуникативно-речевого общения
и языковые средства с учетом их взаимодействия в процессе специально организованной учебной деятельности школьников при изучении курса русского языка [1].

По мнению Ю.Е. Вятлевой, школьники должны овладеть практическими знаниями о структуре коммуникативно-речевой деятельности, получить сведения о строении речи, научиться обобщать, анализировать процессы языковой деятельности, обогатить свои коммуникативно-речевые познания, научиться реализовать их в диалоге [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммуникативно-когнитивный подход в организации коррекционно-развивающей среды является перспективным, так как позволяет одновременно воздействовать
и на формирование процесса речевого развития, и на развитие когнитивных процессов, а также на становление общефункциональных механизмов, лежащих в основе формирования и языковых, и неязыковых операций речевой деятельности. Ведь еще Л. С. Выготский учитывал  взаимосвязь когнитивного
и речевого развития, что обосновано  в его исследовании о  тесной взаимосвязи между речью и мышлением.

 

Литература

  1. Вятлева, Ю.Е. Формирование письменно-речевой коммуникации
    у учащихся начальных классов коррекционной школы Vвида // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: монография. – Архангельск, 2009.- 278 с.
  2. Кондратенко, И.Ю. Формирование коммуникативного поведения у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: монография. – Архангельск, 2009. — 130 с.
  3. Лалаева, Р.И. Когнитивные стратегии при коррекции нарушений письменной речи // Вариативные стратегии сопровождения учащихся
    с нарушением письма и чтения: материалы IV международной  конференции Российской ассоциации дислексии.- М., 2009. – 95 с.
  4. Тихонова, Е.С. Духовно-ориентированный диалог как условие преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста  // Автореф. М., 2009.
  5. Черкасова, Е.Л. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников с нарушениями письма и чтения // Когнитивное
    и коммуникативное развитие школьников с дислексией: интегративный подход: материалы V международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии.- М., 2011. — 257 с.

 


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.