just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Чикнайкина С.М.

Российский государственный педагогический

университет  им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

В статье рассматриваются особенности воображения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Автором показана роль воображения в разных видах деятельности. Описываются выделенные в ходе проведенного экспериментального исследования уровни сформированности творческого воображения учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Показано значение формирования воображения для повышения эффективности учебной деятельности.

Воображение играет важную роль в психической деятельности людей, являясь одной из универсальных способностей, присущих человеку. В общем виде воображение можно понимать как способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [3].

Считается, что всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, представляет собой сущность воображения.

Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека с памятью, восприятием, мышлением. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нём участвует воображение. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Связь воображения с мышлением ярко появляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытается проникнуть в сущность соответствующих фактов, явлений. В этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение, ведь оно воссоздаёт целостный образ, восполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности [1].

Процессы воображения различаются по степени произвольности, или преднамеренности. Произвольное воображение представляет собой процесс, преднамеренного построения образов в связи с поставленной целью в той или иной деятельности. Оно возникает в раннем возрасте и наибольшего развития достигает в детских играх. Именно в процессе игры требуется активная работа воображения, так как необходимо правильно строить своё поведение в соответствии с принятой на себя ролью. Кроме того, нужно воображать недостающие предметы и сам сюжет игры [2].

Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту [3].

Воссоздающее воображение как создание нового образа на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, играет важную роль в жизни человека, позволяет обмениваться опытом.

Особой формой воображения является мечта. Образы, которые человек создаёт в своих мечтах, отличаются ярким, живым конкретным характером, эмоциональной насыщенностью. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека.

Однако, наибольший интерес представляет творческое воображение, понимаемое как самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности [4]. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

У детей с интеллектуальной недостаточностью развитие воображения имеет возрастную динамику, сходную с нормой, но в то же время имеет и существенные отличия, обусловленные дефектом и своеобразием жизненного опыта: у них беднее знания об окружающем мире, отсутствуют необходимые навыки и умения их использования в новой ситуации, не развиты на уровне возраста основные виды мышления. В силу этого своеобразие творческого воображения у школьников с интеллектуальной недостаточностью проявляется в содержании образов памяти, целенаправленности и полноте восприятия, способах создания новых образов (степени понимания при этом творческой задачи), способности использовать способы создания образа творческого воображения, оригинальности, самостоятельности продукта воображения [5].

Для оценки особенностей творческого воображения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью был организован констатирующий эксперимент, в котором принимали участие 20 младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Исследование проводилось в естественных условиях в привычной для детей обстановке.

В ходе исследования было установлено, что подавляющее большинство учащихся любят рисовать  на свободную тему. Если же тема рисования задается извне, то  большого интереса и желания дети не проявляют. Следовательно, школьники охотно рисуют только то, что умеют. Если же от них требуются соответствующие знания и умения, то отмечаются пассивность, инертность, негативное отношение к работе.

Пониженный интерес к изобразительной деятельности отрицательно сказывается не только на качественной стороне рисунков, но и на выборе тематики, которая оказывается крайне ограниченной. В рисунках, выполненных по желанию самих учащихся, часто отражается не то, что им ближе и с чем они чаще встречаются, а то, что они умеют и что позаимствовали от своих товарищей. Обычно это заученные изображения (дом, машина, корабль, самолет, цветы и т.д.), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. При этом в каждом рисунке повторяются одни и те же ошибки, сохраняется несоответствие между реальностью и изображением.

В тематике работ умственно отсталых учащихся часто встречается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, что может служить дополнительным подтверждением недостаточной развитости процесса творческого воображения.

Обобщение экспериментальных данных позволило выделить уровни сформированности творческого воображения школьников с интеллектуальной недостаточностью. В основу выделенных уровней были положены следующие критерии: мотивационно — ценностное отношение испытуемых к выполнению заданий; эмоциональное состояние, сопровождающее выполнение заданий; операционные компоненты деятельности (владение навыками планирования своих действий, предвосхищения результатов деятельности, владение приемами фантазирования).

Высокий уровень творческого воображения характеризуется тем, что ребёнок может изобразить несколько объектов по воображаемому сюжету. Придуманное изображение весьма оригинально, детально проработано и продумано, отличается хорошим художественным вкусом. Ученик может объяснить различные детали своего изображения (фигуры). Названия, которые школьники дают «несуществующему животному» абстрактны, что демонстрирует склонность детей к фантазированию. При выполнении задания ученики проявляют интерес к своей деятельности и её результатам.

Средний уровень творческого воображения у школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется включённостью изображаемого предмета в какой-то воображаемый эпизод, вокруг объекта появляется «поле вещей», появляются различные детали. Поделка из пластилина  сравнительно простая, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трёх, при этом объект детально не прорабатывается. Название животного составлено из нескольких названий или частей названий других животных. Ученики проявляют интерес к своей деятельности на начальном этапе выполнения задания, позже интерес пропадает.

Низкий уровень творческого воображения характеризуется дорисовыванием  фигуры (элемента) разными деталями либо полным отказом от выполнения задания. Название «несуществующего животного» повторяет уже существующее название, дети не придумывают и не складывают его из других названий. Ученики не проявляют интереса к заданиям, выполняют их быстро, не задумываясь о результате работы. На предложение дополнить или доделать свою работу, ученики отвечают отказом.

В ходе эксперимента было установлено, что у большинства учащихся с интеллектуальной недостаточностью отмечается недостаточный уровень творческого воображения: 6 школьников продемонстрировали низкий уровень,  у 9 испытуемых — средний уровень сформированности творческого воображения.

Это означает, что для детей характерно отставание в развитии как структурного компонента воображения (низкий уровень интереса к творческим заданиям, трудности в актуализации образов памяти, ограниченный запас представлений об окружающем, низкая критичность к результату творческой деятельности, малая самостоятельность), так и операционного (способность к комбинированию в вербальном и невербальном плане на низком уровне, высокие показатели инертности и стереотипии).

Только у пяти школьников был выявлен высокий уровень сформированности творческого воображения. Воображение помогает им успешно и дифференцированно усваивать учебный материал, мобилизует все виды мыслительной и творческой деятельности.

С использованием творческого воображения в ходе учебной деятельности восприятие материала учащимися происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина усвоения знаний, умений и навыков школьниками с интеллектуальной недостаточностью.

Литература

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, 1991. — 93 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М. : АСТ, Астрель, 2005.-  452 с.

3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов// В 3 кн. Книга 1. — М. : Владос, 2003. — 205 с.

4. Пономарёв. Я.А. Психология творчества/ Я.Ф. Пономарёв — М. : Наука, 2001. — 246c.

5. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. — М. : Просвещение, 1965. – 275 с.

 


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.