just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Савчук Е.В.

Курганский государственный университет

г. Курган

В  статье описано кто и когда ввел понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению», а также даются конкретные особенности психологической готовности к обучению в школе детей с органическим поражением центральной нервной системы.

Поступление в школу означает начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых.

Многие новые технологии обучения, идеи новых школ основываются сегодня на создании гуманной развивающей среды, в которой личность ребенка формируется наиболее полно и свободно. Но не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы принять новую роль – роль ученика, – которую предлагает ему новый социум – школьная среда.

Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением.

В настоящее время большинство авторов представляют готовность ребенка к школе как совокупность его личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения.

Проблема готовности ребенка к обучению в школе стоит перед педагогами, психологами, медиками и родителями достаточно остро. То есть можно сказать, что данная тема является актуальной на сегодняшний день и волнует многих людей.

Данной проблемой занимались такие авторы, как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.И. Гуткина, Е.А Стребелева, Т.А. Процко.

Как и всякие другие дети с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Даже при тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к распаду психики, т.е. при деменции, распад как бы переплетается с развитием. Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма.[2]

В дошкольном возрасте те нарушения, которые были незамет­ны или малозаметны для окружающих взрослых в раннем возрас­те, становятся более яркими.[1]

Подготовка детей с органическим поражением ЦНС к школьному обучению осуществляется в основном в специальных дошкольных учреждениях. Основные требования к физическому, умственному и нравственному воспитанию детей с нарушениями интеллекта определены в «Программе воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста». Там же определены и основные требования к усвоению детьми определенных знаний, умений, навыков.

Поскольку значительное количество детей с органическим поражением ЦНС поступает из специальных (коррекционных) дошкольных учреждений в специальные (коррекционные) школы, особое значение для адаптации ребенка приобретают навыки самообслуживания. К сожалению, педагоги специальных школ часто отмечают, что дети, поступившие в 1 класс, не умеют достаточно быстро и правильно одеваться, раздеваться, аккуратно есть, причесываться, следить за своим внешним видом и т.д. Но также известно, что при постоянном внимании к воспитанию навыков самообслуживания к старшему дошкольному возрасту у детей формируются все необходимые умения и навыки: одевания, раздевания, еды, пользования туалетом, содержания личных вещей.

В процессе пребывания в специальном детском саду у ребенка возникает потребность в общении с другими детьми, во вхождении в детский коллектив.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с ограниченными возможностями здоровья готовность к обучению в школе имеет множество особенностей. Это связано с особенностями развития таких дошкольников.

Мозговой В.М. в своей книге «Основы олигофренопедагогики» выделил наиболее характерные для дошкольников с органическим поражением ЦНС следующие особенности:

1)Неразвитая в полной мере игровая, трудовая деятельность, а также общение. Это обусловлено несформированностыо или недостаточным развитием психичес­ких процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления.

2) Более позднее овладение навыками самообслуживания. Причиной этого являются нарушения мото­рики, неумение осмыслить логику бытовых действий с трудом и в более поздние сроки, чем нормально развивающиеся сверстни­ки.

3)Яркое проявление нарушений в познавательной сфере. На первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, они не могут сосредоточиться на выполнении задания, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность

4)Недостаточное овладение пер­цептивными действиями (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания).

5)Недоразвитие продуктивных видов деятельности — рисование, лепка, аппликация, конст­руирование. Так как в раннем возрасте не развиваются предпо­сылки к формированию этих видов деятельности (предметная дея­тельность, зрительно-двигательные координации).

6)Нарушения памяти. Детям с органическим поражением ЦНС трудны для за­поминания инструкции, в которых определяется последователь­ность выполнения действий. У этих детей к концу дошкольного возраста не формируются произвольные формы психической дея­тельности: произвольное внимание, произвольное запоминание, произвольное поведение.

7) Неполноценное развитие мышления. Ведущей формой мышления у дошкольников с органическим поражением ЦНС является наглядно-действенное мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормально развиваю­щихся детей. К концу дошкольного возраста у детей с интеллекту­альными проблемами, не получающими специальную коррекционную помощь, «фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач».[3]

Все эти особенности проявляются во всем периоде дошкольного детства, а не только в старший дошкольный возраст.

Таким образом, к концу дошкольного детства у детей с про­блемами интеллектуального развития, не прошедшими специаль­ного обучения, отсутствует готовность к учебной деятельности. Если своевременно не была начата коррекционная работа, то трудности в усвоении жизненно важных знаний, умений и навыков усугубляются, становятся более выраженными, яркими, что приводит к неспособности в будущем социализироваться и реализовать себя как полноценного члена общества.

Поэтому формирование у таких детей готовности к обучению в школе — это очень сложный и длительный  процесс, который начинается с самого начала поступления ребенка в специальное дошкольное учреждение.

Но следует отметить, что данная тема не исчерпывает актуальности проблемы и требует дальнейшего глубокого изучения.

Литература:

1. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие для педагогов/ Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО, Изд. 2-е. — М. : Экзамен, 2004. — 127 с.

2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Медицина, 2006. – 723 с.

3. Михайлова З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985. – 527 с.

 


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.