just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Поливода Д.А.

Курганский государственный университет

г. Курган

В статье представлен анализ литературных данных по проблеме становления эмоционально-волевой сферы у младших школьников с нарушением интеллекта. Автором раскрываются особенности эмоционально-волевой сферы детей данной группы, а также взаимосвязь развития интеллекта, речи и эмоций.

Эмоционально-волевая сфера представляет собой одновременно и объективный процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми, и оценка им друг друга. [3, 6]

Изучение специфики выражения эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью – вопрос, лежащий на стыке нескольких областей психологического знания: психологии эмоций, психологии состояний и специальной психологии (олигофренопсихологии). Без знания механизмов формирования эмоциональной сферы умственно отсталых детей, без учёта специфики эмоциональных проявлений школьников с лёгкой умственной отсталостью невозможно в качестве выстроить и коррекционную работу с ними. В настоящее время интеллектуальная деятельность и познавательные процессы умственно отсталых школьников изучены в специальной психологии более глубоко, чем эмоциональная сфера.

Проблему понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с лёгкой умственной отсталостью изучали Л. С. Выготский, Л. В. Занкова, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, С. Я. Рубинштейн и др.

Нарушения эмоциональной сферы могут быть вызваны внешними причинами [1]: длительная психотравмирующая ситуация, дефицит адекватной стимуляции, необходимой для развития эмоциональной сферы; неправильная организация контактов с ребёнком; внутренними: патологические особенности эмоциональной сферы ребёнка (патологическая ранимость, пресыщаемость, сверхвозбудимость, инертность).

Эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Также дети данной категории часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Большинство лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков [2]. Существенные трудности вызывает у младших школьников с умственной отсталостью понимание эмоциональных состояний изображённых на картине персонажей.

Младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка часто совсем не возникает. Так, у детей с умственной отсталостью отсутствует в младенчестве «заражениями эмоциями», как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется основа для сотрудничества с взрослым, что негативно отражается на всём познавательном и личностном развитии ребёнка.

Развитие эмоциональной сферы у младших школьников с умственной отсталостью в большей мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей [4].

Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников, как и дошкольников, не так уж и много, во всяком случае, гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков, юношей.

Для выявления особенностей в эмоционально-аффективной сфере можно использовать различные проективные рисуночные методики, например, методики «Дом, дерево, человек», «Паровозик», с помощью которых хорошо диагностируется тревожность и наличие агрессивных тенденций [5].

Методика «Дом, дерево, человек». Эта — одна из самых известных — проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Направлен на изучение аффективной сферы личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. Помимо использования теста в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять уровень интеллектуального развития.

Методика «Паровозик» позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной социальной среде. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

Для диагностики тревожности детей используется «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена [5]. Данный тест позволяет исследовать уровень тревожности ребенка по отношению к типичным жизненным ситуациям общения с другими людьми.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что анализ результатов позволяет дать более полную характеристику эмоционально-волевой сферы детей, и позволяет наметить основные направлении работы по их формированию.

Нельзя сказать, что какая-либо вышеперечисленная методика является наиболее или наименее подходящей для диагностики формирования эмоционально-волевой сферы у младших школьников с умственной отсталостью, так как каждая методика позволяет нам исследовать различные стороны эмоционально-волевой сферы.

Основанием для проведения коррекции и воспитания эмоций и чувств, служит положение, выдвинутое    Л.С. Выготским о принципиальной возможности развития у аномального ребенка сложных видов психической деятельности. Умственно отсталый ребенок принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишенным этих высших функций.

Важная роль эмоций в жизни человека в процессе освоения ребенком социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет злободневность данной темы. В связи с чем, данная проблема требует дальнейшей работы по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением интеллекта.

Список использованной литературы:

  1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
  2. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка /Л.В.Занков. — М.: Учпедгиз, 1939. – 64с.
  3. Запорожец, A.B. Эмоциональное развитие дошкольника /A.B.Запорожец, Я.З. Неверович. и др. — М.: Просвещение, 1985.– 176 с.
  4. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1983. – 104 с.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — М.: Владос, 2008. — 477 с. — ISBN 5-305-00050-4.
  6. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника /С.Я. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1986. – 170с.

 


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.