just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Ольхина Е.А.

Столетова Е.П.

«Нижегородский государственный

педагогический университет им. Козьмы Минина»

В статье рассматриваются взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему развития мыслительной деятельности в условиях зрительной недостаточности. Анализируется роль мышления в компенсации нарушенного зрения.

Вопросы комплексного и системного изучения особенностей и закономерностей развития мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения является актуальной и практически значимой проблемой. С теоретической точки зрения детальный анализ мышления позволит расширить научные представления о психическом развитии в условиях зрительной недостаточности, в том числе и в возрастном аспекте. С практической точки зрения изучение мышления дошкольников с нарушениями зрения позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и совершенствовать процесс подготовки воспитанников к школьному обучению.

Отечественные исследователи (Солнцева Л.И., Литвак А.Г. Плаксина Л.И. и др.) в области тифлопедагогики и психологии лиц с нарушениями зрения отмечают, что мышление в условиях зрительной недостаточности развивается по общим закономерностям, что и в норме, но имеет ряд особенностей. В работах показано, что мышление является важнейшим психологическим процессом опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Оно является высшим психическим познавательным процессом. Специфика развития мыслительной деятельности обусловлена степенью и временем возникновения зрительной патологии, а также определенными факторами социально-психологического развития ребенка.

Стоявшие у истоков тифлопсихологии К.Бюрклин и А.А.Крогиус отмечают, что слепой уже с раннего возраста побуждается самими условиями жизни к интенсивному развитию мышления. Вследствие ограниченности внешнего восприятия он должен широко использовать доступный ему материал, установить между его элементами возможно более полные и разностороннее отношения, выяснить их взаимную связь и значение. Поэтому при благоприятных условиях мыслительные способности слепого получают могущественные стимулы для развития. Для того чтобы ориентироваться в окружающем, чтобы быть в состоянии овладеть им, получить возможность удовлетворять свои потребности, слепой должен с величайшим вниманием относиться, ко всем доступным ему восприятием, возможно продолжительнее хранить их в памяти, строить из доступных ему элементов картину целого [2].

По мнению Л.С.Выготского, мышление детей с нарушением зрения достигает высокого уровня. В своем развитии оно опирается на сохранность человеческого мозга и быстрое овладение речью. Однако у детей с дефектами зрения, и особенно у слепых, из-за сужения чувственного опыта имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, поскольку ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний. При правильно организованном обучении мыслительная деятельность слепых и слабовидящих детей совершенствуется при постоянном взаимодействии сенсорных (чувственных) и логических компонентов, Мышление обогащается за счет чувственных образов и способствует дальнейшему формированию логических мыслительных операций [4].

Отмечаются трудности в установлении смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления. Для слепых и слабовидящих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого, нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт слепых и слабовидящих. [1].

Полная или частичная утрата функций зрения ведет к снижению полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения внешнего мира, что в свою очередь в той или иной степени сказывается на процессе интеллектуального развития. Однако отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, так как основные физические, пространственные и временные свойства с достаточной полнотой отражаются сохранными анализаторными системами. Развиваясь на основе осязательных, слуховых, а в некоторых случаях (имеются в виду частично зрячие и слабовидящие) и зрительных восприятий, мышление оказывает на них обратное влияние [3].

Таким образом, неоспоримо компенсаторное значение предметной деятельности в развитии процессов восприятия и мышления у детей со зрительной патологией. При этом компенсаторные механизмы активизируются только при условии своевременной и грамотной организации коррекционно-педагогического процесса. В его основу должно быть положено формирование предметной деятельности и активное включение сохранных анализаторов, создающих базу для формирования адекватных и полных представлений, которыми оперирует мышление.

 

Литература

  1. Ермаков В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ. -метод. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
  2. Крогиус А.А. Психология  слепых и ее значение для общей психологии и педагогики, изд. Автора, 1926 – 97 с.
  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.
  4. Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. — 137 с.

 


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.