just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Грищенко Е.И.

Потемкина Н.Н.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

г. Белгород

В данной статье рассматривается роль социальной реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с точки зрения здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие природных способностей ребёнка. Показаны особенности применения здоровьесберегающих технологий в условиях интеграции.

Современная жизнь показывает, что происходит значительное возрастание патологий, которые обнаруживают неспособность человека справиться со своей ролью, нагрузками , он не имеет необходимого уровня здоровья, и поэтому не способен усваивать значительные объемы информации [2].

В настоящее время процесс реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы реабилитации.

Обучение и воспитание в ДОУ не может охватить всю полноту проблем той категории детей, о которой идет речь. В данном случае, ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Однако проблемы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования, хотя проблема реабилитации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна, и в теоретическом, и в практическом отношении.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного здоровья детей. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Здоровьесберегающие технологии рассматриваются и как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики — одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации воспитательного процесса детей без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов [1].

В. Д. Сонькина определяет здоровьесберегающую технологию как:

— условия обучения ребенка в школе, т.е. отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания;

— рациональную организацию   учебного   процесса, т.е. в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями;

— соотнесение учебной и физической нагрузки с возрастными возможностями ребенка;

— необходимую, достаточную и рационально — организованную двигательную нагрузку.

О.В. Петров подчёркивает, что здоровьесберегающая технология, это — система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования, т.е. учащихся, педагогов и т. д.

Здоровьесберегающие технологии — предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода в условиях интеграции. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии в условиях интеграции должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством [2].

При этом необходимо отметить следующие особенности применения здоровьесберегающих технологий в условиях интеграции:

  1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
    проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
  3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Применение в коррекционной работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья в условиях интеграции, реализующиеся путем осуществления системы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Таким образом, здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего воспитательно-реабилитационного процесса. Это может быть воспитательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог — медицинский работник — воспитанник); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к воспитанию детей могут быть решены задачи формирования и укрепления их здоровья.

 

Литература

  1. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-2006.-№2.-С.171-187.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002.-121с.

 

 


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.