just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Позднякова И.К.

Курганский государственный университет

г. Курган

В статье рассматриваются особенности развития детей с нарушением интеллекта, особенности построения программ обучения детей с нарушением интеллекта в специальной (коррекционной) школе VΙΙΙ вида. В статье обозначены проблемы, связанные с исследованиями личности детей с нарушением интеллекта на современном этапе развития науки.

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в России связаны с проблемами подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с отклонениями в психофизическом развитии, а именно дети с нарушениями интеллекта. Умственная отсталость — это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. Проблема интеграции детей с умственной отсталостью в социум является актуальной на современном этапе развития общества.

Отечественная дефектология располагает данными характеризующими своеобразие всех компонентов познавательной деятельности детей с умственной отсталостью, особенности эмоционально-волевой сферы, видов деятельности и развитие личности в целом.

Современные психолого-педагогические исследования не только выявляют стороны личности и отдельные психические процессы, которые характеризуются недостаточностью, но и находят сохранные, здоровые проявления, которые имеются у детей с нарушениями интеллектуальной сферы.

Исследования показывают, что своеобразное и несовершенное выполнение умственно отсталыми детьми той или иной деятельности может корригироваться при помощи: рациональной постановки цели, использования адекватных способов инструктирования, осуществления рациональных способов контроля и оценки.

Несмотря на то, что у детей с умственной отсталостью отмечаются глубокие нарушения всех компонентов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, они способны к значительному развитию. Важным условием этого развития является соответствие предъявляемых к детям требований их познавательным и волевым возможностям. История воспитания и обучения умственно отсталых детей в России начинается с конца XIX века. Общественное движение за развитие помощи лицам с нарушениями интеллекта (слабоумным) активизировалось в последней четверти XIX века. Это было обусловлено успехами отечественной психиатрии, биологии и педагогики. Большая роль в разработке основных принципов воспитания и обучения умственно отсталых детей и организационных форм помощи этим детям принадлежит деятельности врачей Ивана Васильевича и Екатерины Хрнсанфовны Маляревских.

Интеграция лиц с нарушениями развития в общество признается дефектологами как высшая ступень социально-трудовой и профессиональной адаптации. Анализ истории развития и современного состояния теории и практики воспитания и обучения позволяют выделить значимые достижения в организации помощи детям с умственной отсталостью в России в послеоктябрьский период.

В каждом учебном предмете излагается система взаимосвязанных понятий, фактов и закономерностей. При разработке содержания учебных предметов вспомогательной школы в основном используется та же система и логика, что и в массовой школе. На уроках математики сложение и вычитание изучаются раньше умножения и деления. При обучении грамоте сначала изучаются звуки родного языка, затем буквы в определенной последовательности, формируется чтение по слогам, а затем — целыми словами.

Однако в отдельных случаях построение содержания учебных предметов вспомогательной школы имеет свою систему, логику и последовательность расположения учебного материала.

Процесс овладения чтением детьми с умственной отсталостью характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. Большую трудность для этих детей представляет усвоение букв, что является следствием недоразвития фонематического восприятия, неумения различать оппозиционные звуки, несформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Особенно сложным является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется, прежде всего, на основе четкого представления о звуковой структуре слогов. Функция фонематического анализа формируется у школьников с умственной отсталостью с большим трудом. Сложным является формирование обобщенного представления о слоге.

Особенностям развития школьников с нарушениями интеллекта соответствует линейно-концентрическое расположение учебного материала, когда одни и те же разделы сначала изучаются в элементарном виде, а через некоторое время, обычно в следующем классе, то же самое рассматривается значительно шире, с привлечением новых сведений. Содержание многих учебных предметов построено именно таким образом.

Систематичность предполагает преемственность в процессе обучения: обучение в старших классах строится на основе, которая закладывается в младших классах, при изучении каждого предмета используются предыдущие знания, которые усвоены при изучении других предметов. Каждый раздел учебного материала должен опираться на разделы изученные ранее.

В деятельности учителя принцип систематичности реализуется в планировании последовательности прохождения нового учебного материала, повторении ранее изученного, проверке полученных школьниками знаний и умений, разработке системы индивидуальной работы с ними. Исходя из этого принципа, переходить к изучению нового учебного материала можно только после того, как ученики усвоят тот, который прорабатывается в настоящее время. С учетом данного обстоятельства учитель вносит коррективы в ранее намеченные планы.

Забота о детях с нарушениями интеллекта является делом государственным. Государство ставит своей задачей приобщение их к общественно полезному труду через коррекцию недостатков психического развития. Учреждения для данной категории детей все более дифференцируются соответственно характеру и глубине нарушения. Эти учреждения включены в общую систему народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. На детей с умственной отсталостью распространяется закон о всеобщем обязательном обучении. Содержание обучения во вспомогательной школе и его структура постоянно совершенствуются в соответствии с возрастающими требованиями к общеобразовательной, массовой школе. Это позволяет выпускникам вспомогательных школ быть полезными членами общества. Государство способствует развитию дефектологических наук, подготовке педагогических кадров для вспомогательных школ и их материальному обеспечению.

Современные условия развития общества требуют проведения дальнейших фундаментальных исследований и организационных мероприятий, направленных на совершенствование системы учреждений для детей с умственной отсталостью, на совершенствование содержания и методов их воспитания и обучения.

Литература

1. Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Б.П.Пузанова.

2. Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века: Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. – М., 1995. — с. 323-351

 

 


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.