just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Сулейманов А.А.

Курганский государственный университет

г. Курган

В статье рассмотрены понятия здоровьесберегающих технологий и их значения для коррекционной работы. Автором рассмотрены конкретные требования к использованию здоровьесберегающих на логопедических занятиях.

В уставе Всемирной организации здравоохранения написано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В последние годы в образовательном процессе возрос интерес к проблеме здоровьесберегающих технологий [5].

«Здоровьесберегающие технологии» — совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются требования:

  • учёт индивидуальных особенностей ребенка;
  • исключение чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузок при освоении учебного материала;
  • создание благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе;
  • обучение ребенка способам защиты себя от стрессов, обид [1].

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни [5].

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, то есть такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, и, наоборот, способствуют его укреплению [1].

В современных условиях проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей приобретает глобальный характер.

Виноградова Н.И. считает, что здоровьесберегающие технологии – это комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей [4].

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно- психического развития. Исследования ряда педагогов, занимающихся проблемным ребенком (И.П. Павлов, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия) показали, что поражение речевого аппарата нередко сочетается с отклонением в физическом, психическом и социально — личностном развитии .

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей [5].

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент соматически ослабленных детей. Некоторые из них имеют хронические заболевания. Также у большинства детей имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения дыхания (поверхностное, ключичное дыхание). Среди воспитанников встречаются гиперактивные или, наоборот, пассивные дети, что обусловлено слабостью нервной системы. Также у детей наблюдается повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности [4].

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда необходимо включать здоровьесберегающие технологии. При планировании и проведении логопедических занятий необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей [2].

Упражнения, направленные на здоровьесбережения, проводятся в течение 1-2 минут в середине занятия. Возможно музыкальное сопровождение [3].

Виды работы направленные на здоровьесбережение:

  • Гимнастика для глаз. Комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений зрения.
  • Су — Джок терапия. Стимуляция биологически-активных точек расположенных на кистях рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
  • Развитие общей моторики. Комплексы физкультминуток подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия.
  • Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», «Замок». А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
  • Дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
  • Игры с водой
  • развитие координации движений.
  • Самомассаж области лучезапястного сустава и предплечий (поглаживание, растирание, разминание, вибрация).
  • Аурикулотерапия. Система воздействия на точки ушной раковины. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины , до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.
  • Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса:
    • пальчиковые игры согласно лексическим темам занятий;
    • планирование графических диктантов по лексическим темам
    • обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам.
    • Релаксационные упражнения, направленные на мышечное и эмоциональное расслабление. Используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.
    • Психогимнастика используется для коррекции психоэмоциональной сферы [2, 3, 4, 5].

В результате проводимой работы по использованию здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях у детей формируется уверенность в себе, развивается самоконтроль, умение реализовать намеченные цели, также снижаются и исчезают многие негативные психоневрологические проявления, скованность и тревожность; улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Таким образом, применение системы здоровьесберегающих технологий, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Благодаря этим технологиям педагоги смогут развить гармоничную и главное здоровую личность, которая сможет без проблем социализироваться в обществе и стать достойным его представителем.

 

Литература

1.Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка. – М.: АРКТИ, 2005.

2. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. –С-Пб.: Детство-Пресс, 2001.

3. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: ВЛАДОС, 2001.

4. http://festival.1september.ru/articles/577348/.

5.http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologiy-v-uchebnoy.

 


Один отзыв на «Особенности использования здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.