just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Ярышева О. В.

Курганский государственный университет

г. Курган

В статье рассмотрены особенности мелкомоторного праксиса дошкольников с органическим поражением ЦНС на разных этапах развития, особенности формирования мелкой моторики у детей с данным диагнозом в сравнении с нормой. А также в статье показана связь данного вида праксиса с такими видами деятельности, как изобразительная и трудовая.  Кроме того, автором представлена зависимость развития речевой деятельности  и процесса письма под влиянием развития мелкомоторного праксиса.

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья, в том числе и с органическим поражением ЦНС. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь).  И, конечно, невозможно не отметить нарушение мелкой моторики у таких ребят[3].

На начальном этапе жизни ребенка моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Планомерное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности.

М.М. Кольцова заключила, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук, мелкой моторики, а это в свою очередь подготавливает руки ребёнка к письму[6].

Мелкая моторика — сочетание скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в совокупности со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук[5].

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в дошкольном возрасте. Развитие мелкомоторного праксиса имеет очень важное значение, поскольку отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, является причиной появления вторичных психологических расслоений и дезадаптаций[4].

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе[3].

У детей с органическим поражением ЦНС отмечается недоразвитие ручной моторики: движения обеих рук не согласованы, мелкие и точные движения кистей и пальцев  не развиты. Они захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания (соединение указательного и большого пальцев) и хватания щепотью (соединение указательного, среднего и большого пальцев)[4].

Согласно данным психологов и физиологов у детей данной категории слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У них недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д.[6].

Касаясь механизмов, обеспечивающих возрастную динамику изобразительной деятельности, следует отметить, что на протяжении значительной части раннего дошкольного детства в контроле изобразительных движений доминирует исполнительный моторный компонент. Период от года до 4-5 лет уходит на освоение произвольной регуляции движений руки. Контроль выполнения действий, обратная связь осуществляются на основе кинестезий. Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки».

К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков[5].

Приведем еще некоторые примеры нарушений мелкомоторного праксиса у дошкольников с органическим поражением ЦНС:

• имеются некоторые анатомические особенности строения рук,

• наблюдается сниженный мышечный тонус,

• присутствует избыточная подвижность суставов, обусловленная

чрезмерной эластичностью связок,

• часто встречаются проблемы со зрением, которые мешают развитию координации «рука-глаз»,

• имеется недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия, поэтому многие движения даются с трудом[1].

К сожалению, у этих детей не формируются также предпосылки для развития других видов деятельности — игры, рисования, конструирования, зачатков трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются к концу третьего года жизни[5].

Отсутствие целенаправленных действий, равнодушие к результату своих действий, неадекватные действия — все это отличает ребенка с органическим поражением ЦНС от нормально развивающегося сверстника.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. А это очень важно для развития коммуникативной сферы ребенка и его дальнейшей социализации[3].

Подводя итоги, можно еще раз сказать о важности развития мелкой моторики, ее связи с развитием высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение, речь), ее значении в письменной деятельности, рисовании и т.д. (школьный период).

 

Литература

  1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 500 с.
  2. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. – М. : Академия, 2002. – 208 с.
  3. Запорожец, А.В. Психологическое изучение развития ребенка-дошкольника / А.В. Запорожец. – М. : Издательство московского университета, 1995. – 122 с.
  4. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М. : Академия, 2003. – 431 с.
  5. Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. развитие психомоторики и сенсорных процессов / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Просвещение, 2009. –  304 с.
  6. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / С.Я. Рубинштейн. –М. : Просвещение, 1996. – 192 с.

 


5 комментариев на «Особенности мелкомоторного праксиса у дошкольников с органическим поражением ЦНС»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.