just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Чудинова А.В.

Курганский государственный университет

г. Курган

В статье рассмотрены значения и особенности навыка осознанного чтения у обучающихся вторых классов с общим недоразвитием речи третьего уровня.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования говорится, что предметные результаты освоения основной образовательной программы с учётом специфики содержания предметных областей по литературному чтению должны отражать:  -осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности; -понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; -достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития [1].

По нашему мнению, чтение — одно из главных умений человека в жизни, которое помогает узнать и понять окружающий мир. А. Р. Лурия считает, что процесс чтения имеет две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения. Понимание осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его значение. Между этими сторонами существует тесная связь. Понимание читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.

А. К. Аксенова считает, что осознанность чтения является основным качеством, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. Сознательность чтения — это понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом [2].

По мнению Л. К. Назаровой осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.

По мнению Н. Н. Светловской, сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает.

Считается, что показателями чтения и обученности читателя является его способность поставить перед собой три вопроса и ответить на них:

1 Что я чувствую, когда читаю?

2 Почему именно так я чувствую, переживаю?

3 Что дает мне возможность именно так оценить произведение?

На сайте Самооздоровление. Ру предлагается следующее определение, сознательность чтения — это понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.[3]

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка осознанного чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Выпускники младших классов должны иметь беглое, осмысленное, правильное и выразительное чтение. Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые не укладываются в нормативы, предусмотренные школьной программой.

На базе «Лицея №12» г. Кургана проходил констатирующий этап экспериментальной работы. В эксперименте участвовало 10 второклассников с нарушениями чтения и письма. Для выявления уровня осознанности навыка чтения мы использовали методику оценки навыка чтения А. Н. Корнева.

Анализ результатов экспериментальной работы выявил следующие особенности осознанного чтения у второклассников:

— трудности чтения целых слов, даже хорошо знакомых и усвоенных лексем;

— недостаточно правильное установление взаимоотношений частей текста:

— восприятие формальной оболочки слова, а не его образа стоящий за ним;

— механическое запоминание текста;

— трудности установления причинной зависимости явлений, их последовательности;

— трудности понимания мотивов поступков действующих лиц и основной мысли произведения;

— бедность словаря школьников, неточное понимание многих слов, неумение вникать в суть образных выражений, непонимание словосочетаний, употребленных в переносном значении, еще больше затрудняют усвоение содержания читаемого.

Выше названные особенности навыка осознанного чтения у младших школьников с речевой патологией были нами учтены при разработке содержания коррекционно-развивающей работы по формированию данного навыка на уроках литературы.

Для формирования осознанного чтения нами использовались такие виды заданий как: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения педагогом или детьми, вторичное чтение текста школьниками, анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, обобщение прочитанного материала.

Чтобы выяснить, как обучающиеся понимают содержание текста, мы предусматривали определенную последовательность вопросов по тексту. Вначале задавали вопросы, направленные на понимание фактического содержания текста. Затем, вопросы для правильного установления и понимания смысловых связей внутри текста. Предполагали выборочное чтение, которое использовалось на всех этапах работы над текстом.

С целью формирования интереса к прочитанному произведению, для развития воссоздающего воображения, активности и самостоятельности у детей с речевой патологией, мы предлагали задания для графического иллюстрирования текста. Эти задания предполагали не только использование полученных знаний, но и активизацию творческих возможностей обучающихся. Вопросы по ходу чтения произведения учили детей вниманию к слову.

Таким образом, учет выявленных нами особенностей навыка осознанного чтения у детей с речевой патологией в процессе разработки содержания коррекционной работы, будет способствовать более успешному формированию данного навыка.

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. Просвещение 2010;
  2. Аксёнова, А.К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе/ А.К. Аксёнова. — М.: Просвещение, 1994.;
  3. http://samoozdorovlenie.ru/psychology/psychology_selfmade/chto-takoe-navyk-chteniya-i-kak-ego-proverit/
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие, СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.

 


Один отзыв на «Особенности осознанного чтения у обучающихся 2 классов с общим недоразвитием речи»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.