just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Самарина Е. В.

ФГБОУ ВПО «Курганский

государственный университет»

г. Курган

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с органическим нарушением ЦНС. Автором представлен анализ диагностических методик , а так же выделены основные направления работы по коррекции пространственных представлений у рассматриваемой категории детей.

Пространственная ориентировка — это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Таким образом, пространственные представления — это те представления, в которых находят отражение такие отношения предметов, как величина, форма, месторасположение и движение.

Ориентировка в пространстве  является особой целостной сенсорно-перцептивной способностью человека. Поэтому она имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что гармоничное развитие ребенка не возможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. На ранних этапах развития ее становление связано с появлением у ребенка чувства собственного тела, с развитием движений, предметно-практической деятельности, зрительно-моторной координации. При этом формируются  представления о взаимоотношении внешних объектов по отношению к собственному телу, представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем ребёнка пространстве.

Многими исследователями (Л.А. Метиева, О.П. Гаврилушкина,              З.М. Дунаева, Т.Н. Головина, Ибаньес Релус Тереса Р., Л.Н. Кассал,               Л.И. Пепик, В.Г. Петрова и др.) отмечается нарушение формирования  пространственных представлений у детей с органическим поражением ЦНС по всем направлениям. Основными причинами данного явления, исследователи считают бедность практического опыта ориентировки и слабость ее мыслительного компонента, пространственного анализа и синтеза.

Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы формирования пространственных представлений у дошкольников с органическим поражением ЦНС. Таким образом, значимость проблемы, недостаточная разработанность научно обоснованных методических рекомендаций по формированию пространственных представлений у рассматриваемой категории детей, позволяет считать данную тему актуальной.

Проанализировав литературу по данной проблеме, мы выявили основные особенности:

● значительное уменьшение количества воспринимаемых и запоминаемых предметов в пространстве;

● многочисленные ошибки в пространственно ориентированных деталях, трудности их размещения по памяти;

● недостаточный анализ признаков, лежащих в основе сходства фигур, и, соответственно, неумение работать по образу; [4]

● трудности в различении левой и правой сторон пространства, при обучении грамоте,  приводят к затруднениям в различении и усвоении зрительных образов букв (цифр), что проявляется, в частности, в их «зрительном» изображении; [1]

● недоразвитие речевых и мыслительных процессов приводит к разрыву между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа (называют какой-либо предмет правильно, а изображают не правильно и наоборот); [2]

● не способность ориентироваться на плоскости листа отрицательно влияет на многие виды деятельности, как письмо, чтение, ручной труд, ориентировка в пространстве страницы книги, тетради, альбома и даже стола и т.п.). [1]

Для формирования пространственных представлений необходимо провести глубокое предварительное изучение. Изучив литературу по данной проблеме, мы выявили, что для диагностики пространственных представлений у дошкольников с органическим поражением ЦНС, подойдут такие диагностические методики, как «Практическая ориентировка» Л. Плаксиной, «Положение в пространстве» и «Копирование» М. Безруких и Л. Морозовой и подобные им.

Диагностическая методика  «Практическая ориентировка» Л. Плаксиной, предназначена для выявления уровня понимания инструкций, наличия представлений о микроплоскости и микропространстве, умения практически ориентироваться на основе этих представлений, использовать схему и словесные обозначения.

Методика «Положение в пространстве», предложенная М. Безруких и Л. Морозовой, покажет уровень умений детей узнавать повёрнутые и перевёрнутые в пространстве геометрические фигуры, группы фигур и буквы. Другая их методика — «Копирование», — поможет педагогам изучить возможности пространственного анализа детей, их умение копировать несложные формы по точкам, глядя на образец.

Так как методики предназначены для детей без отклонений в развитии, мы предлагаем немного изменить критерии оценки добавив ещё один показатель.

Анализ результатов позволит нам дать наиболее полную характеристику развития пространственных представлений  ребенка и позволит нам наметить программу формирования в групповых или индивидуальных занятиях.

После выявления уровня сформированности пространственных представлений, можно переходить к составлению коррекционной программы.

Исходя их особенностей психического развития детей с органическим поражением ЦНС и специфики формирования у них представлений о пространственных характеристиках окружающих предметов, Н. Я. Семаго и другие авторы выделяют четыре основных направления коррекционной работы:

Пространство собственного тела (формирование схемы тела и соматогнозиса);

Расположение объектов по отношению к собственному телу;

Взаимоотношения внешних объектов между собой;

Пространство речи и языка (квазипространственные представления – лингвистическое пространство).

Таким образом, формирование у ребен­ка  пространственных представлений, является одной из важнейших задач коррекционной работы в дошкольном учреждении, так как умения ориентироваться в пространстве являются базовой функцией, входящей в любую деятельность.

Литература

  1. Головина, Т.Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Т.Г. Головина. — М.: Педагогика, 2007. – 253 с
  2. Дмитриев, А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А.А. Дмитриев — М.: Советский спорт, 1991. – 59 с.
  3. Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие / М.М. Семаго,                     Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2005. – 336 с.
  4. Умственная отсталость у детей: Метод. пособие для студ. по курсу «Специальная педагогика и специальная психология»/ Сост. О.П.Рожков. – М.: Издательство Московского психолого-педагогического – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 120 с

 


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.