just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Широкшина А.С.

Пяшкур Ю.С.

Шадринский государственный педагогический институт

г. Шадринск

В статье представлены результаты экспериментального изучения развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания. Это результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного и эмоционального развития ребенка. Данному вопросу посвящены исследования таких учёных, как Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, В.П. Глухова, Н.А. Головань, Н.И. Жинкина, А.Г. Зикеева,  С.Л. Рубинштейна, Н.В. Серебряковой, Е.С. Слепович [1].

Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Не сформированность или недоразвитие связной речи отмечается у многих детей младшего школьного возраста с ЗПР и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Исследование проводилось на базе МКОУ «Средней общеобразовательной школе № 20» (г. Шадринск). Испытуемыми были 10 младших школьников с ЗПР 4 класса.

На этапе констатирующего эксперимента были использованы диагностические методики: методика В.П. Глухова «Выявление уровня развития связной речи у младших школьников с ЗПР» и тестовая методика Т.А. Фотековой «Экспресс-диагностика устной речи младших школьников» [2].

Методика «Выявление уровня развития связной речи у младших школьников с ЗПР» показала, что при составлении предложений по отдельным ситуационным картинкам, 8 детей (80%) имеют «хороший» уровень развития связной речи (предложения составлены самостоятельно, полностью передаётся содержание предложенной картинки, составленные фразы оформлены грамматически верно), а 2 детей – «удовлетворительный» (предложения составлены с некоторой помощью стимулирующих вопросов, при составлении фразы в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка). Ни у одного ребёнка не выявился «недостаточный», «низкий» и «очень низкий» уровень развития речи.  При составлении предложения по трём картинкам, связанным тематически 8 ребят (80%) имеют «хороший» уровень (предложение составлено самостоятельно, верно установлены логико-смысловые отношения между предметами и переданы в виде законченной фразы-высказывания, фраза составлена грамматически верно), 2 (20%) — «удовлетворительный» (предложение составлено с помощью побуждения, верно установлены логико-смысловые отношения между предметами и переданы в виде законченной фразы-высказывания),  ни у одного ребёнка не выявился «недостаточный», «низкий» и «очень низкий» уровень развития речи. Пересказать сказку «Репка» хорошо смог только 1 ребёнок (10%), что говорит о «хорошем» уровне развития связной речи (пересказ составлен самостоятельно, полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка). 1 ребёнок (10%) «удовлетворительно» справился с этим заданием и  ни у одного ребёнка не выявился «недостаточный», «низкий» и «очень низкий» уровень развития речи. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок 3 ребят (30%) имеют «хороший» уровень (самостоятельно составлен рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка), 5 (50%) из 10 «удовлетворительный», 1 ребёнок (10%) «недостаточный» (рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку, нарушена связность повествования, отмечаются отдельные смысловые несоответствия), 1(10%) «очень низкий» уровень развития связной речи. Сочинение рассказа на основе личного опыта показывает, что ни один ребёнок (0%) не справился хорошо с этим заданием, 7 детей (70 %) недостаточно справились, т.е. имеют «недостаточный» уровень развития речи (в рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования), а 3 (30%) из 10 (100%) — «низкий» уровень развития связной речи.  Составление рассказа-описания показывает, что ни один ребёнок (0 %) не имеет «хороший» и «удовлетворительный» уровень развития связной речи, а 6 детей (60%) имеют «недостаточный», 4 (40%) «низкий» и ни один ребёнок (0%) не имеет «очень низкий» уровень. Продолжить рассказ по заданному началу 1 ребёнок (10%) смог хорошо, 3 детей (30%) из 10 (100%) — удовлетворительно, 3 (30%) недостаточно справились, а 3 (30 %) имеют очень низкий уровень развития связной речи.

Анализ результатов по тестовой методики «Экспресс-диагностика устной речи младших школьников», производилось 2 заданиями. Каждое задание оценивалось по 3 критериям. Было выявлено, что в 1 задании «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» при оценивании по 1 критерию — критерий смысловой целостности, 7 детей (70%) имеют «хороший» уровень развития связной речи (рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные  в правильной последовательности), 1 (10%) – «средний» (незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев), а 2 (20%) – «низкий» уровень (существенное искажение смысла). При оценивании по критерию лексико-грамматического оформления было выявлено, что 3 школьников (30%) имеют «хороший» уровень, 5 (50%) – «средний» (рассказ составлен без аграмматизмов,  но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов),  а 2 детей (20%) «низкий» уровень развития связной речи (наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств). При оценивании по критерию самостоятельности выполнения задания выяснилось, что 6 детей (60%) имеют «хороший» (самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ), 4 (40%) – «средний» (картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно) и ни у одного человека не выявился «низкий» уровень развития связной речи. Так же в этом задании не выявился «очень низкий» уровень развития связной речи.

Результаты выполнения 2 задания «Пересказ прослушанного текста» при оценивании по критерию смысловой целостности 5 детей (50%) имеют «хороший» уровень развития связной речи (воспроизведены все основные смысловые звенья), и наблюдается по 1 (10%) – «среднего» и «низкого» уровня развития связной речи. При оценивании по критерию лексико-грамматического оформления было выявлено, что 4 детей (40%) имеют «хороший» уровень (пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм), 3 (30%) – «средний» (пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены),  3 детей (30%) «очень низкий» (отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов) и 0 % «очень низкий» уровень развития связной речи. При оценивании по критерию самостоятельности выполнения задания выяснилось, что 4 детей (40%) имеют «хороший» (самостоятельный пересказ после первого предъявления), 3 (30%) – «средний» (пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения) и ни у одного человека не выявился «низкий» уровень развития связной речи, но у 3 детей (30%) выявился «очень низкий» уровень развития связной речи (пересказ не составлен даже по наводящим вопросам.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР чаще всего наблюдается хороший и средний уровень развития связной речи, реже всего «низкий».

 

Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов / Л.Н. Ефименкова.  — М.: Просвещение, 2007.
  2. Ладыженская Т.А. Определение уровня развития связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. — М.: Владос, 1974.

 


4 комментария на «Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.