just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Коробицына Е. В.

Курганский государственный университет

г. Курган

Статья даёт представление о возможностях использования современных технологий в работе учителя-логопеда. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Материалы данной статьи показывают современные технологии, которыми желательно овладеть любому учителю-логопеду или дефектологу.

В российском образовании провозглашены сегодня принципы гуманизма, демократизации, развития, вариативности, которые дают педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и перестраивать педагогический процесс по своей модели, учитывающей региональные и местные условия. Прогресс образования идёт в направлениях разработки различных вариантов его содержания, поиска и научного объяснения новых идей и технологий, использования возможностей современной дидактики и теории воспитания в повышении эффективности образовательных структур.

Появилось множество новых педагогических течений, обучающих и воспитательных систем, технологий.

В связи с этим учителю логопеду нужно также подстроиться под спектр современных технологий, быть педагогически грамотным и подкованным в любой сфере деятельности, в том числе и  в сфере информационных компьютерных технологий (ИКТ). [4].

По классификации Г.К. Селевко , большую группу педагогических технологий (ПТ)  составляют ПТ на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения). В свою очередь, в данную группу входят игровые технологии, которые активно применяются логопедами в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми. [7].

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, формах, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррегирования. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений. В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр, среди них — «Алик. Скоро в школу»; «Планета чисел для малышей»; «Забавные картинки»; Волшебный букварь»; «Картина мира»; «Вини — Пух учится читать»; «Вини- Пух в волшебном лесу»; «Солнечный замок» и другие.

Перечисленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. [7].

По мнению В.М. Акименко, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать новые информационные технологии в систему обучения, создавая мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов. Изучая специальную литературу можно сделать вывод, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс. Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями неоспорима. [1].

Для подтверждения своих высказываний ниже приведен анализ современных информационных технологий, наиболее используемых логопедами в своей деятельности.

  • Компьютерный комплекс для логопедии «Речевой калейдоскоп». (Автор Л.П. Назарова).

Цель: обучение звукопроизношению на разных этапах: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации, т.е. позволяет овладевать не только звукопроизношением, но и совершенствовать его и произношение в целом.

Эффект от использования: возможности в работе над произношением: над дыханием, голосом, интонацией, темпом, словесным и логическим ударением и такими звуками речи, как гласные и согласные звуки, кроме взрывных и аффрикат.

  • Информационно-коммуникативные технологии. (Авторы: З.А. Репина, Л.Р. Лизунова).

Цель: повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы.

Эффект от использования: позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

  • Игровые технологии. (Авторы: О.А. Ходченкова, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова).

Цель: более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Эффект от использования: стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.

Таким образом можно сделать вывод, что применение информационных  компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для  развития творческих  способностей  детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

 

Литература

1.   Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).

2. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).

3.    Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 9-е изд., 2009. — 112 с.

4. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5. С. 55-61.

5. Полулященко И.В. Применение компьютерных технологий в логопедической работе будущих специалистов // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 1 – стр. 63-64.

6. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 — 287.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

 


Один отзыв на «Роль современных компьютерных технологий в работе логопеда»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.