just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Цвирко О.Ю., Павлова Р. П.

Алтайская государственная педагогическая академия

г. Барнаул

В статье рассмотрены составляющие речевого ритма, формирование которых предлагается осуществлять в логопедической работе по коррекции фразообразования у детей с ОНР. Авторами предлагаются направления коррекционной работы по активизации речевых ритмов: логоритмика, игры с хлопками, ритмичные рисунки, кинезиотерапия.

Неполноценность фразообразования является характерной особенностью такого системного речевого расстройства у детей старшего дошкольного возраста как общее недоразвитие речи (ОНР), его эффективная коррекция является проблемой логопедии, а поиск дополнительных средств, облегчающих ребенку с ОНР процесс построения предложения, актуальным.

Для того чтобы помочь ребенку, логопед должен представлять какие процессы лежат в основе умения образовывать фразу. Поскольку это деятельность речемыслительная, то в ней спаяны и смысловые, и речеязыковые операции. В контексте данной статьи нас интересуют речеязыковые процессы.

Построение фразы является сукцессивным процессом, в котором обеспечивается как изначальное представление о структуре предложения с выделением его главных членов, так и последовательная реализация слов в предложении, каждое из которых, в свою очередь, представляет собой последовательную реализацию слогов и речевых звуков. Без участия различных ритмов, в совокупности обеспечивающих речевой ритм, указанные процессы не возможны.

По мнению Т. Г. Визель [1, 2], различные речевые ритмы реализуются разными уровнями нервной системы.

Слоговой ритм реализуется подкорковыми структурами. Онтогенетическое развитие слогового ритма в речи проявляется гулением, лепетом и лепетными словами, которые имеют сугубо итеративное выражение.

Словестный ритм реализуется правым полушарием, он тесно связан с общей мелодикой речи, что обеспечивает плавность произношения слов, словосочетаниий, фраз.

Взаимодействие подкоркового и правополушарного ритмов является основой для созревания и реализации смыслового (левополушарного, синтагматического) ритма. Левополушарный ритм позволяет членить прозаический текст на смысловые отрезки (синтагмы), с расстановкой логического ударения, акцентируя в нем главную мысль.

Интеграция смыслового (левополушарного) и словесного (правополушарного) ритмов осуществляется за счет межполушарного взаимодействия. К началу школьного обучения, по нейробиологическим законам, происходит изменение доминирующей роли полушарий в обеспечении речи. Доминирующим становится левое полушарие, а правое – субдоминантным. Полноценность межполушарного ритма, таким образом, выступает условием интеграции и гармонизации всех ритмических процессов, системно влияющих на реализацию речи – слогового, словесного и синтагматического ритмов [1, 2].

В логопедической практике известно, что так же подтверждается нашими собственными наблюдениями, для дошкольников с ОНР характерно:

1. Запаздывание появления, редуцированность лепета и первых лепетных слов — неполноценность слогового ритма.

2. Сложности наращивания активного словаря и выраженные нарушения слоговой структуры слов — недостаточность словестного ритма.

3. Запаздывание сроков формирования фразы и сложности построения распространенной фразы, наращивания новых типов предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных), в целом усложнение синтаксиса — недостаточность ритма синтагмы.

4. Выраженные трудности формирования связной речи (интегрирующей все компоненты речеязыковой системы) с расстановкой смысловых акцентов, включения в речь — неполноценность ритма, гармонизирующего предыдущие уровни, то есть межполушарного ритма.

Мы предполагаем, что для того, чтобы обучение старших дошкольников с ОНР фразовой речи шло успешно, необходимо традиционную логопедическую работу дополнить систематической стимуляцией указанных ритмов, целенаправленной работой по последовательному формированию всех четырех ритмов. Для этой цели целесообразно включение в логопедическое занятие заданий по следующим направлениям: 1. Логоритмика. 2. Игры с хлопками. 3. Ритмические рисунки. 4. Кинезиотерапия.

В рамках интересующей нас темы, мы рассмотрим, как ритмические двигательно-речевые средства позволяют развить все варианты речевого ритма, оказывая положительное влияние на процесс фразообразования.

Логопедическая ритмика, как известно, является коррекционной методикой, использующей средства движения, музыки и слова. Она, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь [3, 7]. Ведущие средства для нормализации речи музыкально-двигательные и двигательно-речевые. Логоритмика – трациционно используемая логопедами технология, позволяющая формировать все варианты речевого ритма.

В работе Г. Р. Шашкиной [7] предложен ряд упражнений, которые могут быть применены для стимуляции слогового ритма, это, например, упражнения «Пловцы», «Баскетбол», «Бокс» и др., в которых дети в различных вариациях ритмично воспроизводят цепочки слогов.

Так же специалисты рекомендуют развивать слоговой (подкорковый) ритм, передавая телу ребенка определенные ритмы. Например, раскачивание на качели, укачивание на руках в определенном ритме под пение одинаковых цепочек слогов (дА-да, дА-да, да-да-дА; тА-та, тА-та, та-та-тА, и т.д. со сменой чередований да-та-да, та-да-та) или колыбельных песен.

Ряд упражнений, таких как «Я на солнышке лежу», «Метели», «Зайчики и белочки» [7] направлены на формирование правополушарного ритма. Сочетание речи и движения в коррекционной работе с детьми с ОНР обеспечивает стимуляцию всех двигательных зон в коре головного мозга, что способствует иррадиации нервных импульсов в ближайшие зоны, к которым относится речевые и неречевые зоны левого и правого полушария. Это позволяет переходить к формированию левополушарного и межполушарного ритмов, для этого используются игры и упражнения, подобные упражнениям «Мяч», «Барабан», «Марш» [7].

Игры с хлопками – простое, эффективное и интересное детям дошкольного возраста средство развития различных видов ритмов. Простота данного метода заключается в том, что использовать его можно в любое время и в любом месте, он не требует специального оборудования. Выделяется несколько видов игр с хлопками, систематизация игр осуществлена Е.А. Андреевой: 1. Игры на формирование чувства ритма, такие как «Хлопки», «Арам-сам-сам», «Печатная машинка». 2. Игры на синхронизацию движений и речи: «Кукушка», «Три японца», «Калина» и т.п. 3. Игры на звукоподражание: «Паровоз», «Слон», «Кавалерия», «Охотник» и т.п. 4. Игры на анализ состава слов и предложений: «Летела ворона, каркнула слово», «Джон брамс бой», «Дом, который построил Джек» и др.

Ритмические рисунки – это различные игровые задания на восприятие, запоминание и отстукивание ритмов, изображение рисунков, орнаментов с ритмически повторяющимися элементами, звуковые, графические диктанты. Все эти задания стимулируют дозревание ритмических процессов, способствуют нормализации сукцессивных функций. Нарушение сукцессивных процессов у детей при ОНР не позволяет им полностью овладеть построением фразы, Г. Г. Мисаренко [4] предлагает ряд упражнений, которые позволяют развивать интересующие нас ритмы: Отстукивание или отхлопывание серии ритмических ударов. Звуковые диктанты, направленные на графическую фиксацию количество звуков в слове, например: сколько звуков в слове «ор», «рак», «март», «машина», ребенок изображает каждый услышанный им звук точкой или кругом. Графические диктанты: обозначь черточками слоги в предложении; обозначь чертой каждое слово в предложении. Ритмическое произнесение скороговорок или потешек с движением, соответствующим ритму.

Кинезиотерапия – перспективное направление нормализации психофизического развития ребенка, используемое, в частности, для стимуляции межполушарного взаимодействия. Кинезиотерапевтические упражнения, выполняемые под музыку и без, с обязательной вовлеченностью в движение одновременно двух парных органов – обеих рук, ног, глаз, ушей, движения языка относительно средней линии [5, 6] позволяют стимулировать межполушарный ритм.

Предложенные направления работы по формированию и активизации слогового, словесного, синтагматического и межполушарного ритмов могут быть использованы в логопедической практике в системе коррекционно-развивающей работы над фразообразованием у старших дошкольников с ОНР. Это обеспечит не только плавное, ритмичное воспроизведение таких речевых единиц как слог и слово, но и станет опорой, ритмичным «каркасом» для построения предложения.

Литература

  1. Визель, Т. Г. Значение процессов полушарного взаимодействия в патогенезе нарушения речи / Т.Г.Визель // Асимметрия. – том 4. – 2010. – № 4 – С. 9–21.
  2. Визель, Т. Г. Коррекция заикания у детей / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222 с.
  3. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
  4. Мисаренко, Г. Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления // Логопед. – 2004. № 4. – С. 13–25.
  5. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза – М.:Генезис, 2007. – 474 с.
  6. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 48 с.
  7. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи / Г. Р. Шашкина. — М.: «Академия», 2005. – 192 с.

 


Один отзыв на «Формирование речевого ритма как средство преодоления недостатков построения фразы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.