just click for source como rastrear un celular movilnet robado keylogger para iphone 5s cell phone spy app for iphone free logiciel espion iphone 6s Plus ios 9


Хохлова В.Ю.

Пяшкур Ю.С.

Шадринский государственный педагогический институт

г. Шадринск

В статье рассмотрены теоретические основы формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Известно, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития речевой системы и формирования всех её основных подсистем (двигательной, фонационной, темпо – ритмической и т.д.). С этого же возраста интенсивно развиваются фонематические процессы (фонематический слух, слуховое внимание и фонематическое восприятие), которые являются основой дальнейшего формирования правильного звукопроизношения. Однако известно, что не у всех детей эти процессы протекают одинаково. В ряде случаев к моменту обучения в школе речевое развитие ребенка может оказаться недостаточно сформированным, выражением чего является отставание в овладении звуковым составом слова, нарушения звукопроизношения [1]. А, как известно, от качества речи ребенка зависит успешность его обучения в школе. В настоящее время многие дети к моменту поступления в школу не овладевают произношением всех звуков родного языка [1].

Наиболее распространенным нарушением звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте является дизартрия.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией [3].

Основные проявления дизартрии:

— расстройство артикуляции звуков,

— нарушение голосообразования,

— изменение темпа и ритма речи,

— изменение интонации.

Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Выделяют так называемую стертую форму дизартрии.

Стертая форма дизартрии – это одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекций нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста [3].

Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, выявляются факторы неблагоприятного течения беременности и родов, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП – перинатальной энцефалопатии. При знакомстве с ранним развитием ребенка отмечается задержка локомоторных функций, а также наблюдается недоразвитие фонематических процессов [2].

Понятие фонематический слух – (auditus phonematicus) способность распознавания на слух минимальных различительных элементов речи (фонем). В понимании разных авторов понятие фонематического слуха носит несколько индивидуальных характер с точки зрения особенности их непосредственного вида изучения (Л.С. Волкова).

По мнению авторов С.Н. Шаховской и Т.В Тумановой «фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития» [5].

Фонематическое восприятие — специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова (Л.С. Волкова) [1].

На основе понятия «представления», данного И. М. Онищенко, как одного из психических процессов, фонематическим представлениям можно дать следующее определение – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов [1].

Как показали исследования Л.В. Лопатиной, Н.В Серебряковой, у дошкольников со стертой дизартрией существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различения [4].

Наиболее характерным для детей со стертой дизартрией являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоят звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Далее следуют нарушения произношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков. В общей сложности искажения звуков (одинакового, разного вида, в сочетании с отсутствием и заменами) отмечаются у всех детей [3].

Нарушение четкости артикулирования во время речи, невнятная в целом речь детей со стертой дизартрией не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют свое звукопроизношение. Нарушение кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи.

У большинства детей ритмические способности при восприятии и при воспроизведении ритмических рядов отмечаются ошибки, как при определении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб.  Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после нескольких попыток детям удается дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков. При дифференциации слогов с оппозиционными согласными: звонкие – глухие, мягкие – твердые – все дети оказываются несостоятельными.

Таким образом, восприятие звуков речи и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, Д.Б. Эльконин). И для того чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы. Реализация этого процесса у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности [5].

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так, как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение (Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина) [4].

Дети дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в целенаправленных и систематических логопедических занятиях по формированию фонетического и лексико-грамматического строя речи. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях.

Таким образом, основным симптомом речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речи. Эти расстройства затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

Литература

  1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Метод. пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуша.– М.: Аирис-пресс, 2005.
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  3. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов.- М.: Школьная пресса, 2007. — 48 с.
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.– СПб., 2001.
  5. Федосова О.Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.– Логопед в детском саду № 2, 2005.

 


2 комментария на «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.